gips v interere

Гипс в интерьере

Современное жилище, облик которого обошли вниманием архитектор, дизайнер и мастера,— будь то особняк или апартаменты в многоквартирном доме,— В. В. Маяковский с полным основанием мог бы уподобить ноктюрну, сыгранному «на флейте водосточных труб».

gips v interere

История использования гипса в интерьере в России

Учредителями моды на художественные изделия из гипса в России стали Пётр Великий и «птенцы гнезда Петрова» — светлейший князь А. Д. Меншиков, Франц Лефорт и другие вельможи, чьи дома в Санкт-Петербурге задавали тон в среде столичной знати. Подавая пример подданным, государь первым внёс элементы европейского светского интерьера в убранство парадных покоев, украсив свои дворцы статуями античных богов. А коль скоро статуй требовалось много и стоили они дорого, отливали оные в формах из гипса с последующей патинировкой.

Новация была встречена в штыки консервативно-патриотической частью боярства и духовенства. И тогда Пётр I принял компромиссное решение: он убрал статуи, с великой честью принял пастыря, и тот ушел умиротворённый. Само собой, скульптуры вскоре вернулись на свои места. Впрочем, по почину сподвижника Петра I архиепископа и поэта Феофана Прокоповича, роскошь и европейский стиль убранства дома распространились и в среде высокопоставленного российского духовенства. Лепнина же в XVIII столетии стала неотъемлемой частью интерьера воздвигаемых храмов.

gips v interere

То, что искусство подвержено моде, плохо не всегда, как неплох и выстроенный для купца Арсения Морозова особняк на Воздвиженке, в котором сейчас «дружат народы». Вот уж где хватает самых затейливых архитектурных деталей как изнутри, так и снаружи! Но эта красота воссоздана не только в камне. Материалом, эквивалентным мрамору и другим минералам, употреблявшимся в ваянии и зодчестве, с незапамятных времён был гипс — как в настоящем виде, так и в соединении с другими компонентами.

Гипс в интерьере как предмет декора

Гипс — древнейший художественный и строительный материал, применявшийся людьми практически с начала сооружения и украшения долговременного жилья. Оштукатуренные с применением гипса стены сохранились в египетских пирамидах, возведённых за 4 тысячи лет до новой эры. Масса из извести, гипса или песка с добавлением воды использовалась не только для окончательной отделки стен изнутри и снаружи, но и для лепки и отливки статуй и изготовления орнаментальной скульптуры, для украшения фасадов зданий и интерьеров.

Гипс в чистом виде издавна называли парижским («gipsum of Paris»), поскольку он весьма распространён в бассейне рек, текущих возле Парижа. Получают этот ценный материал путём нагрева сырья до температуры от 120 до 180 °С. Влага испаряется, и образуется красивый белый порошок. Вновь смешанный с водой, он затвердевает и по виду и крепости становится подобен мрамору.

Из гипса изготовляются как отдельные скульптурно-декоративные детали, так и законченные скульптурные и архитектурные объекты крупных форм. В Средние века большое распространение получила лепнина — рельефные украшения (орнаментарные, фигурные) в интерьерах зданий и на фасадах, как правило отпрессованные или отлитые из гипса или материалов, включающих его как основной компонент.

В искусстве монументально-декоративной скульптуры издавна используется материал, в Европе именуемый стукко — соединение гипса, мраморной пыли и клея. Техника стукко предполагает как использование форм для отливки или отпрессовки архитектурно-художественных деталей, так и лепку. Способ покрытия поверхностей этим материалом был известен ещё римлянам и древним грекам, которые штукатурили стены для последующего создания живописных фресок, частично дошедших до наших дней в Помпеях и Риме. Древнеримские архитекторы использовали материал и технику стукко для изготовления неглубоких рельефов. Украшения, выполненные в этой технике, можно увидеть в музеях на римских надгробиях I—II веков новой эры. Образцы стукко сохранились и в архитектуре ацтеков в Мехико, и в мусульманской архитектуре Северной Африки и Испании.

В эпоху Возрождения техника стукко была доведена до совершенства итальянцами и получила распространение по всей Европе. На картине нидерландского художника Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Роллена» в изобилующем архитектурными деталями интерьере есть и великолепные образцы лепнины стукко. Лепнина покрывала стены и потолки и, будучи отполированной, по внешнему виду практически не отличалась от мраморных рельефов. Обычно лепными рельефами с изображением библейских и евангельских сцен, ангелов украшались стены церквей. Рельефы часто раскрашивались. Рафаэль и его современники работали в технике стукко и расписывали украшенные таким образом фризы дворцов и садовых павильонов. Примечательны рельефы стукко, выполненные итальянцем Франческо Приматиччио (1533—1565) в парижском замке Фонтенбло.

Своего пика работы в этой технике достигли в XVII—XVIII столетиях. Дворцы и церкви в стиле барокко и рококо, особенно в Баварии и Австрии, изобилуют восхитительными многоцветными стукко бесчисленно разнообразных форм: фигурами-близнецами, витыми колоннами, празднично украшенными алтарями и пр. В XVIII—XIX веках техника стукко активно использовалась для художественного оформления фасадов зданий и в Англии.

С появлением современных формовочных материалов и технологий стукко уступила место более продуктивному и доступному литью из гипса. К ней близки используемая и сейчас техника изготовления колонн из искусственного мрамора и техника горячей мастики и багета, когда на горячей мастике отпечатывается твёрдая форма, которая после застывания мастики снимается.

В наше время многие дизайнеры включают в интерьер гипсовые копии и лепнину работ старых мастеров. Такой постановкой задачи вы продемонстрируете архитектору и художнику уровень эстетических представлений взыскательного заказчика. А почему, собственно говоря, и нет?

gips v interere

gips v interere

gips v interere

gips v interere

gips v interere

Коментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 10 =